Учиться ... легко!
Сайт Голубковой Валентины Васильевны.

Вторник, 07.05.2024, 08:57

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Уголок родителей | Регистрация | Вход

Адаптация пятиклассников

 

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся-  так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов). 
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. 
Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе"
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.


Уважаемые родители, позвольте дать вам несколько советов. 


• Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения. 
• Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку. 
• Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще получайте информацию "из первых рук". Учитель скажет вам правду. 
• Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.


Возрастные особенности младшего подростка:потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;повышенная утомляемость;стремление обзавестись верным другом;стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил” в классе;стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;отсутствие авторитета возраста;отвращение к необоснованным запретам;восприимчивость к промахам учителей;переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;отсутствие адаптации к неудачам;отсутствие адаптации к положению "худшего”;ярко выраженная эмоциональность;требовательность к соответствию слова делу;повышенный интерес к спорту.Признаки успешной адаптации:удовлетворенность ребенка процессом обучения;ребенок легко справляется с программой;степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.Признаки дезадаптации:усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.нежелания выполнять домашние задания.негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.жалобы на те или иные события, связанные со школой.беспокойный сон.трудности утреннего пробуждения, вялость.постоянные жалобы на плохое самочувствие.Чем можно помочь ?Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.Помогите ребенку выучить имена новых учителей.Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ

Слова поддержки. Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.Ты делаешь это очень хорошо.У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.Слова разочарования:Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.Эта идея никогда не сможет быть реализована.Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Поддерживать можно посредством:отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).выражение лица (улыбка, кивок, смех).

 
Источник ‹‹‹
 
Дети советуют родителям
• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно удовлетворять все мои запросы. Я просто испытываю вас.
• Не бойтесь быть твёрдым со мной. Я предпочитаю иметь дело с сильными, если они меня любят. Это помогает мне лучше определить место в жизни.
• Если вы будете давать обещания, которые не сможете выполнить, это разрушит мою веру в вас.
• Не расстраивайтесь слишком сильно, если у меня сорвалось грубое слово в ваш адрес. Я не имел в виду ничего плохого. Я просто хотел, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
• Не делайте за меня того, что я в состоянии сделать сам. Ведь вам не понравится, если я захочу использовать вас в качестве прислуги.
• Не подвергайте слишком часто испытанию мою честь. Этим вы можете спровоцировать меня на ложь.
• Относитесь ко мне, как к своему другу, тогда я тоже стану великодушным. Запомните, я учусь, подражая вам, а не подчиняясь нравоучениям.
• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю слишком откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я стану искать ответы на стороне, и вы увидите, что я вообще перестану задавать вопросы.
• Никогда не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Иначе, когда-нибудь вы сделаете неприятное открытие, и узнаете, что я просто морочил вас, желая, чтобы вы постоянно мною занимались.
• Никогда не говорите, будто вы совершенны или непогрешимы. А то это даст мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
• Не беспокойтесь о том, что мы слишком мало времени проводим вместе. Значение имеет то, как мы его проводим.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают беспокойства, а то я буду бояться ещё больше. Лучше покажите мне, что такое мужество, если оно у вас есть.
• Да, я не могу успешно развиваться без вашей поддержки и одобрения, но к похвалам, обычно, быстро привыкаешь. А вот к уместному нагоняю никогда, наверное, не привыкнешь.
• И, кроме того, я вас люблю. Пожалуйста, попытайтесь и мне ответить любовью тоже.
 
 
Правила внутреннего распорядка  
Положение об установлении требований к одежде обучающихся 
 

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 46

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0